Всё нано в один день
Фонд инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО совместно с журналом «Русский репортер» показали, как учатся, работают и отдыхают россияне, так или иначе причастные к становлению и развитию отечественной нанондустрии. На протяжении всего дня 26 февраля в режиме реального времени около 200 молодых журналистов с телеграфической скоростью и присущей научной журналистике скрупулёзностью описывали ежедневный труд в образовательных, научных и производственных учреждениях, причастных к нанотехнологиям.
Журнал «Русский репортёр» уже имеет успешный опыт организации подобных волонтёрских проектов. При непосредственном участии редактора издания Виталия Лейбина и руководителя отдела науки Григория Тарасевича в Тверской области ежегодно проходит Летняя школа «Русского репортёра», занимающаяся популяризацией научного знания и подготовкой научных журналистов. Кроме того, редакция журнала неоднократно проводила на базе ведущих российских вузов так называемые «Медиаполигоны», участники которых, в числе прочего, готовили публикации о развитии наноиндустрии.
Проект «Нано-24» предоставил традиционному «Медиаполигону» возможность выступить в новом качестве и расширить географию. Помимо собственно популяризации темы нанотехнологий, он позволил увидеть жизнь и быт различных учреждений глазами репортёра. Например, участники побывали на кафедре нанотехнологий и новых материалов университета «Дубна» и из первых рук получили информацию о наборе студентов.
– Студентов у нас немного, – рассказала методист кафедры Анна Фомина. – Набираем около 10 человек, а выпускается примерно половина. В этом году – шесть. А много ведь, наверное, и не надо. Куда эти 10 человек пойдут работать материаловедами? Зато студенты выходят от нас подготовленные, они много чего знают. Работают в лабораториях ОИЯИ, Институте физико-технических проблем. Хорошие студенты. Некоторые туда же потом и трудоустраиваются. Проблем с работой не будет, думаю. К тому же, Дубна - это особая экономическая зона, здесь много фирм всяких научных
Примерно в это же время другой юный репортёр на другом конце страны знакомится с системой обучения студентов на базе Научно-образовательного центра подготовки элитных специалистов по CALS-технологиям Томского политехнического университета.
– Методическое обеспечение у нас есть, но мы его совершенствуем, постоянно меняем, – рассказывает заведующий лабораторией автоматизированных систем управления технологическими процессами Владимир Скороспешкин. – Программы же составляются на основе функциональных блоков. Раньше реализовывались простые функции: логические операции, счетчики, тригеры. А сейчас везде используются функции автоматического регулирования. Чтобы учить студентов, мы готовим для них задания. Задания предусматривают разработку программ, определение параметров настройки и проверку работоспособности оборудования в режиме реального времени.
Представители РОСНАНО положительно оценили результаты проекта, который служит популяризации нанотехнологий и, как следствие, повышает интерес абитуриентов к образованию в сфере наноиндустрии.